лебедь, рак и щука
А. Е. Бурцев, этнограф отечества, выпускавший свои изыскания в 1910-1911 годах, сообщает такую поучительную историю о ценности веры и православия, очень доходчиво расставляющую приоритеты:
"Ангел божий и прохожий
Идет ангел божий берегом небольшой речки и видит впереди себя на реке: топит девица младенца. Подошел к ней ангел и говорит: "бог тебе в помощь, девица!". Потом, через некоторое время, возвратился обратно, увидел он женщину, которая стирала на речке белье: прошел мимо нее и ничего не сказал. Попадается ему навстречу прохожий и спрашивает его: "Почему ты сказал "Помогай бог!" - девице, которая топила своего ребенка, а ей, той женщине, которая стирала белье, ничего не сказал?". Ангел на это и отвечал: "Эта девица так много претерпела от своих родных за свой грех: она истинно клялась перед богом и от всей души просила господа простить ей ее преступление. Господь услышал ее молитву и простил ей грех. Женщина же, которая стирает белье в праздник - она не наработает и на обед, а нарушает святость господня праздника, и бог ей этого не простит". Вот почему это грех, и не следует никогда работать в праздничные дни."
Прекрасно сочетается с этой историей, ящитаю: mikumari.diary.ru/?query=%E7%E0%F1%F3%F5%E0&sig...
У него же: отечественное трололо на крестьянских свадьбах чернозема.
"На другой день свадьбы, если невеста, находясь в девичестве, не сохранила своего целомудрия, матери ее подносят стакан с дырою, из которого, когда она возьмет его в руку, потечет напиток, потому что дружка, поднося ей, ототкнет скважинуу, до того времени задатую его пальцем."
А. Коринфский, издававшийся в 1901 году пишет вот такое о способах исцеления больных в той же локации:
" Полезно было вообще провести медведя трижды над лежачим больным" и "Неожиданно стреляли над ухом у захворавшего человека, что бы напугать болезнь. Надевали на шею хомут."
Его дополняют (лень смотреть источник, буде надо - найду):
"Искали раздваивающееся дерево [какой-то конкретной породы. Там же, в источнике, все оговаривается], и захворавшее дитя могли оставить в его развилке на всю ночь. Дерево должно было забрать болезнь".
О, как! Тут вам не Европа! Соломой, перед домом больного, дорогу устилать не будут!
Пальнут из ружья над ухом, хомут на шею, и в развилку дерева на ночь! Не поможет - позовем медведя!)))
Кроме хохм, что я видела своми глазами из того, о чем писали век назад этнографы? Совершенно точно я помню, как на купалу, в Кызыле и Красноярске, школие хватало ведра-бутылки и обливало из-за угла всех-всех-всех. За это не наказывали, потому что день такой. Всю мою школьную бытность так было, надеюсь, что и сейчас есть. Хотя в Европейской части Росси - ни следа. Только одобренные администрацией и централизованные "Дни Нептуна". Если не считать родноверческих "реконструкций", но это совсем другая история.
В кызыле же, помню, видела, как бабушка, во время сильной грозы, выкидывает с порога на двор кухонные ножи. Спустя десять лет прочитала про народные способы остановления бури. И там же, про песчанные маленькие смерчики, закручивающиеся и опадающие безо всякого вреда, мне сказал кто-то из братцев: "ведьмы с чертями свадьбу празднуют". Возраст около десяти лет (рассказчику), от кого слышал - не ясно. Билибино: хохмы ради на пасху красить яйца и биться ими, как развлекуха на шашлыках - было.
Бабушка по папиной линии, вроде, домового видела: "Проснулась, а в комнате мальчик стоит. Я думала, это кто-то из вас, а он ниже ростом. Как семилеточка. Позвала - пропал". Ну да, "со слов бабушки рассказчика" - это ненаучно)) Могу сказать, что бабушка моя - женщина далекая от старческих проблем с головой, из семьи рабочих и т.д.
Еще я знаю, что, потеряв вещь в доме, можно произнести: "Домовой, домовой! Поиграй и отдай!". Обычно - она находится тот час. Как это работает - я без понятия)
Ну и через порог разговаривать, что-то из рук в руки передавать - просто некомфортно всякому.
Плюс такая байка-быль:
В Городе Билибино Чукотского Автономного Округа нынче три церкви. Две православные (одна переделанная из дома пионеров), и одна баптистская. На крещенское купание, 19 января 2013 года, решили православные устроить купание. В открытом водоеме, ага.
Но так как в округе города не нашлось ни одного не промерзшего до дна водоема (это когда лед трескается, и на дне двухметровой трещины - сухие камни и всякий мусор, а до того - ледяной разлом от и до), пришлось страждущих вывозить автобусом в соседний поселок.
Ибо не все, что хорошо в климате ближнего востока, применимо и разумно в условиях крайнего севера...
"Ангел божий и прохожий
Идет ангел божий берегом небольшой речки и видит впереди себя на реке: топит девица младенца. Подошел к ней ангел и говорит: "бог тебе в помощь, девица!". Потом, через некоторое время, возвратился обратно, увидел он женщину, которая стирала на речке белье: прошел мимо нее и ничего не сказал. Попадается ему навстречу прохожий и спрашивает его: "Почему ты сказал "Помогай бог!" - девице, которая топила своего ребенка, а ей, той женщине, которая стирала белье, ничего не сказал?". Ангел на это и отвечал: "Эта девица так много претерпела от своих родных за свой грех: она истинно клялась перед богом и от всей души просила господа простить ей ее преступление. Господь услышал ее молитву и простил ей грех. Женщина же, которая стирает белье в праздник - она не наработает и на обед, а нарушает святость господня праздника, и бог ей этого не простит". Вот почему это грех, и не следует никогда работать в праздничные дни."
Прекрасно сочетается с этой историей, ящитаю: mikumari.diary.ru/?query=%E7%E0%F1%F3%F5%E0&sig...
У него же: отечественное трололо на крестьянских свадьбах чернозема.
"На другой день свадьбы, если невеста, находясь в девичестве, не сохранила своего целомудрия, матери ее подносят стакан с дырою, из которого, когда она возьмет его в руку, потечет напиток, потому что дружка, поднося ей, ототкнет скважинуу, до того времени задатую его пальцем."
А. Коринфский, издававшийся в 1901 году пишет вот такое о способах исцеления больных в той же локации:
" Полезно было вообще провести медведя трижды над лежачим больным" и "Неожиданно стреляли над ухом у захворавшего человека, что бы напугать болезнь. Надевали на шею хомут."
Его дополняют (лень смотреть источник, буде надо - найду):
"Искали раздваивающееся дерево [какой-то конкретной породы. Там же, в источнике, все оговаривается], и захворавшее дитя могли оставить в его развилке на всю ночь. Дерево должно было забрать болезнь".
О, как! Тут вам не Европа! Соломой, перед домом больного, дорогу устилать не будут!
Пальнут из ружья над ухом, хомут на шею, и в развилку дерева на ночь! Не поможет - позовем медведя!)))
Кроме хохм, что я видела своми глазами из того, о чем писали век назад этнографы? Совершенно точно я помню, как на купалу, в Кызыле и Красноярске, школие хватало ведра-бутылки и обливало из-за угла всех-всех-всех. За это не наказывали, потому что день такой. Всю мою школьную бытность так было, надеюсь, что и сейчас есть. Хотя в Европейской части Росси - ни следа. Только одобренные администрацией и централизованные "Дни Нептуна". Если не считать родноверческих "реконструкций", но это совсем другая история.
В кызыле же, помню, видела, как бабушка, во время сильной грозы, выкидывает с порога на двор кухонные ножи. Спустя десять лет прочитала про народные способы остановления бури. И там же, про песчанные маленькие смерчики, закручивающиеся и опадающие безо всякого вреда, мне сказал кто-то из братцев: "ведьмы с чертями свадьбу празднуют". Возраст около десяти лет (рассказчику), от кого слышал - не ясно. Билибино: хохмы ради на пасху красить яйца и биться ими, как развлекуха на шашлыках - было.
Бабушка по папиной линии, вроде, домового видела: "Проснулась, а в комнате мальчик стоит. Я думала, это кто-то из вас, а он ниже ростом. Как семилеточка. Позвала - пропал". Ну да, "со слов бабушки рассказчика" - это ненаучно)) Могу сказать, что бабушка моя - женщина далекая от старческих проблем с головой, из семьи рабочих и т.д.
Еще я знаю, что, потеряв вещь в доме, можно произнести: "Домовой, домовой! Поиграй и отдай!". Обычно - она находится тот час. Как это работает - я без понятия)
Ну и через порог разговаривать, что-то из рук в руки передавать - просто некомфортно всякому.
Плюс такая байка-быль:
В Городе Билибино Чукотского Автономного Округа нынче три церкви. Две православные (одна переделанная из дома пионеров), и одна баптистская. На крещенское купание, 19 января 2013 года, решили православные устроить купание. В открытом водоеме, ага.
Но так как в округе города не нашлось ни одного не промерзшего до дна водоема (это когда лед трескается, и на дне двухметровой трещины - сухие камни и всякий мусор, а до того - ледяной разлом от и до), пришлось страждущих вывозить автобусом в соседний поселок.
Ибо не все, что хорошо в климате ближнего востока, применимо и разумно в условиях крайнего севера...